Российская ИТ-индустрия: позади еще один непростой год

Под бой курантов и звон бокалов шампанского принято не только загадывать желание на новый год, но и вспоминать год ушедший. Что он принес ИТ-индустрии, какие технологические тенденции вышли на первое место, а какие, наоборот, отошли на задний план? Российская экономика продолжает жить в условиях международных санкций, отменять или ослаблять которые пока никто не собирается. Впрочем, это уже и не нужно. Одни заказчики научились обходить ограничения хитрыми юридическими способами, другие выбрали для себя российскую или китайскую альтернативу западным продуктам на волне импортозамещения, третьи продолжают пользоваться американскими и европейскими решениями, только вот поддерживают их уже собственными силами. Как и прежде, ключевым заказчиком, «делающим погоду» на ИТ-рынке, был и остается государственный сектор.

resize 936 0 shutterstock 1175669317

 

Самыми крупными игроками в ИТ также являются компании с государственным участием. Пожалуй, наиболее ярко проявил себя «Сбербанк», который от заявлений первых лиц перешел к практической реализации идеи построения многопрофильного ИТ-холдинга с целой экосистемой услуг как для конечных пользователей, так и для крупного, среднего и малого бизнеса. Многие технологии, о которых в прошлые годы говорили ИТ-компании и маркетологи, как, например, искусственный интеллект, блокчейн и другие, сегодня уже нашли практическое применение у многих заказчиков, охотно рассказывающих о своем опыте на конференциях и на страницах ИТ-изданий. По давней традиции нашего журнала мы попросили поделиться итогами своей работы и прогнозами на наступающий год представителей ИТ-рынка, которые много лет работают на нем и многое знают и видят изнутри.

Жизнь в эпоху катаклизмов

 Так, Ольга Баранова, операционный директор компании Orange Business Services, среди наиболее ярких и знаковых событий года отмечает запуск в коммерческую эксплуатацию сетей связи пятого поколения (5G). «Появление 5G должно помочь в развитии массового применения «Интернета вещей», а также его реализации в бизнес-критичных применениях – например, на производстве», – считает она.

О продолжающемся успешном росте сегменте ИТ-услуг говорит Антон Чехонин, генеральный директор компании «НОРБИТ» (ГК «ЛАНИТ»). При этом одним из основных стимулов такого роста он называет государственную программу «Цифровая экономика», которая уже запущена в работу, а в новом году ее мощности станут еще выше. Самым ярким событием уходящего года для мировой экономики, по мнению Дмитрия Пудова, заместителя генерального директора по технологиям и разработке компании Angara Technologies Group, безусловно является торговая война между Китаем и США. Запреты на поставку оборудования, взаимные обвинения в использовании интеллектуальной собственности и последовавшие ограничения, не говоря уже о существенных колебаниях котировок втянутых в конфликт компаний – все это, по мнению эксперта, заставило многих задуматься, насколько устойчивым является текущее положение ИТ-индустрии Китая как ведущего поставщика ИТ-оборудования.

«В российской экономике следует выделить низкую инфляцию и наступившую эру низких ставок. Ставка рефинансирования находится на минимумах, и, возможно, это будет стимулировать развитие в том числе ИТ-индустрии. Запрос на инновации в России большой, но объем внутреннего рынка не позволяет рассчитывать на появление значительного количества серьезных игроков без ориентации на экспорт. Экспортный потенциал российских компаний ограничивается скорее политическими факторами, а не экономическими», – добавляет он.

На рынке «облачность»

 Если взглянуть на отдельные сегменты ИТ-рынка, то по единодушному мнению экспертов и аналитиков одним из наиболее быстрорастущих можно смело назвать рынок облачных сервисов. Заказчики научились считать деньги, они не могут и не хотят тратить лишнее на поддержание ИТ-инфраструктуры, а заинтересованы в быстром масштабировании ИТ-ресурсов, гибких и универсальных инструментах управления. И здесь на помощь приходят облака и виртуализация. «На своем примере мы видим, что спрос на облачные сервисы растет весьма активно как среди крупных компаний, так и совсем небольших, – комментирует Алексей Макаркин, директор по развитию бизнеса компаний #CloudMTS и «ИТ-Град» (ГК «МТС»). – Переход на облачную модель большинства российских компаний – вопрос времени. При этом сам рынок трансформируется, постепенно укрупняясь. По нашим прогнозам, через 3–5 лет на нем останутся несколько крупных игроков федерального масштаба, которые будут предлагать бизнесу, помимо облачных услуг, комплекс цифровых сервисов, образуя вокруг заказчика digital-экосистему». В свою очередь, директор по работе с ключевыми клиентами компании «Синимекс» Вячеслав Фокин напоминает о бурном развитии в уходящем году узкого, но достаточно важного сегмента ИТ-индустрии, в том числе реализацию открытых программных интерфейсов с партнерами или Open API. Немало проектов с Open API, по его словам, уже сейчас активно осуществляется, в будущем такой опыт позволит ИТ-компаниям предложить заказчикам уникальную экспертизу, востребованную на рынке. Как отмечает Рустем Хайретдинов, генеральный директор компании «Атак Киллер», цифровая трансформация бизнеса вызвала большую потребность у заказчиков в новых программных продуктах и сервисах. Поэтому опережающими темпами развивались процессы в области разработки и всего, что ей сопутствует (тестирование, защита и т. д.).

Цифровая трансформация: от слов к делам

 О цифровой трансформации бизнеса и построении в России цифровой экономики сегодня говорят все. Хотя до сих пор не у всех есть четкое понимание этого термина. Для кого-то цифровая трансформация – внедрение системы электронного документооборота взамен бумажного, но таких, к счастью, совсем мало. Для большинства же «диджитализация», как ее еще называют, – это глобальный пересмотр стратегии компании, внедрение новых подходов и инструментов, позволяющих выводить на рынок совершенно новые продукты и услуги, выпустить которые раньше, пользуясь средствами классической автоматизации, было либо совсем невозможно, либо крайне дорого. Стал ли 2019-й годом реального воплощения цифровой трансформации в конкретных проектах? «Исторически отечественные компании больше были таргетированы на компании с государственным участием. В таких компаниях имеется существенная инертность и неповоротливость в части инициатив по какой-либо трансформации. В частном секторе реальных проектов значительно больше. Можно привести в пример промышленное оборудование, которое вместо покупки стали брать в аренду или применение бизнес-модели «Продукт как сервис». Подобного рода рыночные изменения стали существенным мотиватором к трансформации бизнеса с использованием информационных технологий, технологий «Интернета вещей» и больших данных», – полагает Григорий Чернобыль, генеральный директор компании Winnum. По словам Антона Чехонина («НОРБИТ»), в России уже немало компаний, успешно идущих по пути цифровой трансформации бизнес-процессов, а зрелость многих подобных проектов не уступает европейским и американским конкурентам. «При реализации цифровых проектов можно действительно столкнуться с разными сложностями: во-первых, у заказчика может отсутствовать четкое понимание, чего он хочет от внедрения той или иной системы. Тогда компаниям следует обратиться к профессиональным консультантам, которые помогут разобраться с целями, создать модель принятия решений, определить ответственных за задачи, подготовить источники информации. В качестве ограничений также выступают legacy-системы – те, что были внедрены давно, на «старых» технологиях, и до сих пор используются, в большей степени это относится к ERP-системам и специализированным прикладным решениям. Но мы уже наблюдаем начало «больших» проектов по обновлению ERP-систем, переводу их на современные платформы, микросервисную архитектуру. И, по нашим оценкам, в 2020 году таких проектов станет больше», – утверждает он. По мнению Георгия Мегрелишвили, исполнительного директора компании «СБКлауд», в отраслях с высоким уровнем развития ИТ, например в ретейле или телекоме, процесс цифровизации реализуется более активно, так как является логическим следствием предшествовавшей ему автоматизации. Но в отраслях, где путь автоматизации не пройден, цифровизация как раз и начинается с того, чтобы автоматизировать бизнес-процессы, сформировать потоки данных, на основе которых бизнес может стать цифровым. Взрывной рост ИТ-аутсорсинга и популярности облачных технологий во многом связан именно с такими ситуациями, когда заказчикам нужно как можно быстрее пройти путь к цифровизации через автоматизацию.

Искусственный интеллект: бизнес готов

 Как уже говорилось выше, инициативы государства являются главным стимулом развития ИТ-рынка в России. Одна из таких инициатив – искусственный интеллект. Но готов ли бизнес к массовому переходу на «цифровой разум»? «Мы видим высокий интерес к решениям искусственного интеллекта, – отвечает Ольга Баранова (Orange). – Причем эти запросы поступают от клиентов из разных отраслей: от энергетики и нефтегаза до предприятий онлайн-торговли. По сути, элементы ИИ присутствуют в очень многих предлагаемых нами комплексных интеграционных решениях, и было бы очень трудно выделить их отдельно. К примеру, на этих технологиях работает и видеоаналитика в составе решения по охране труда, и система раннего предупреждения, проверяющая благонадежность контрагентов на основе открытых данных, и система Wi-Fi-аналитики для ретейла». Дмитрий Пудов (Angara), акцентирует внимание на вопросах, которые так или иначе возникают при выборе и внедрении технологий ИИ. «Например, кто несет ответственность за принимаемые решения? Разработчик ИИ, заказчик системы, тот, кто эксплуатирует? Цена ошибки может оказаться слишком высокой. Роль государства в регулировании подобных вопросов будет ключевой. Сейчас ведется активная работа по стандартизации такого направления, думаю, это поможет бизнесу и заказчикам более качественно ориентироваться в данной предметной области», – говорит эксперт.

Сделай сам

Меняются не только поставщики ИТ-решений, но и сами заказчики. Какие пожелания чаще всего получали разработчики и системные интеграторы в уходящем году? Как утверждает Алексей Макаркин («ИТ-Град»), клиенты хотят иметь возможность заказывать у одного провайдера и внедрение чат-бота, и системы удаленного мониторинга, и инструментов по работе с большими данными, и, конечно, облачные сервисы. «Один поставщик, один договор и целый комплекс цифровых сервисов. Это удобно и выгодно. Конкуренция между провайдерами выходит на принципиально новый уровень, где решающим фактором становится возможность получения широкого спектра ИТ- и телеком-услуг в одном месте, у одного поставщика», – поясняет он. С другой стороны, продолжается тенденция по созданию заказчиками собственных подразделений по разработке, которые способны составить серьезную конкуренцию ИТ-компаниям. На это обращает внимание Вячеслав Фокин («Синимекс»). «Обычно это сопровождается внедрением какой-либо разновидности agile-методологий ведения проектов, а также вовлечения бизнес подразделений в процесс создания программного решения, – объясняет он. – Не у всех это получается успешно и с первого раза. Не конкретизируя, скажу, что видел случаи разочарования бизнеса в таком подходе. Это приводит к тому, что в сообществе тем или иным образом идет дискуссия по поводу будущего заказной разработки. Некоторые представители ИТ компаний высказывали предположения, что заказчики, «наигравшись» в подобного рода модели, снова обратятся за созданием ПО к профильным компаниям. Другие утверждают, что эпоха проектов заказной разработки прошла и в будущем роль ИТ компаний сведется к услуге аутстаффинга, то есть предоставлению в аренду специалистов». Вместе с тем, по мнению Вячеслава Фокина, в ближней и среднесрочной перспективе на рынке будут успешно сосуществовать обе модели взаимодействия.

У каждого свои победы

 Что касается конкретных проектов, которые были реализованы российскими ИТ-компаниями в прошлом году, здесь у представителя каждого сегмента есть о чем рассказать. Рустем Хайретдинов («Атак Киллер») работает на рынке информационной безопасности. Здесь, как правило, не принято называть заказчиков. «С этого года появился спрос на построение непрерывно действующих систем разработки корпоративного программного обеспечения, то есть заказчики хотят не просто накупить различных сканеров, но и поставить методику тестирования, обучить программистов и т. п. В этом году стартовало несколько таких проектов», – делится он. Компания Orange Business Services активно осваивает транспортную отрасль, а именно судоходство. «По результатам уходящего года наша спутниковая связь используется более чем на 80 судах. Обеспечение надежной связи на многих из этих судов стало уникальной задачей – иногда требовалось проводить работы в сжатые сроки в перерыве между рейсами в иностранных портах, учитывать условия работы оборудования за полярным кругом, где работает часть из подключенных судов, а также адаптировать проекты под разные типы судов», – рассказывает Ольга Баранова (Orange). «Если говорить о новых сервисах, то для #CloudMTS следует отметить запуск контейнерных сервисов, которые ускоряют развертывание приложений заказчиков в облаке, и, в целом, развитие направления собственной разработки, – рассказывает Алексей Макаркин («ИТ-Град»). – Одним из самых перспективных направлений «ИТ-ГРАД» стало развитие партнерских отношений. Так, в 2019 году мы запустили сервис по предоставлению решений SAP из облака на базе дата-центров в России. Это позволит клиентам разворачивать с нуля или мигрировать на уже существующие системы в облако провайдера».

Источник